|
Идеальное Убийство (A Perfect Murder)
триллер США, 1998 Режиссёр: Эндрю Дэвис В ролях: Майкл Дуглас, Гвинет Пэлтроу, Вигго Мортенсен
|
|
|
А вдруг завтра не наступит?..
      Согласно поговорке, любовь сворачивает горы. Может, это и не всегда так, но звучит, безусловно, красиво. А ещё говорят, от любви до ненависти один шаг. Один, максимум два. Что же до ревности - тут вообще никуда шагать не надо просто потому что в большинстве случаев это чувство прилагается к любви в нагрузку.
|
|
      Гор это чувство, тем более, обоснованное, может свернуть никак не меньше, чем любовь, и к ненависти привести многих тоже может спокойно, как это случилось с героями триллера Эндрю Дэвиса ("Беглец", "Косвенный Ущерб") "Идеальное Убийство". Старая добрая нагрузка понаворотила здесь такого, что запутала всех действующих лиц и зрителей окончательно и бесповоротно и распутала только ближе к финалу. Впрочем, обо всём по порядку.
|
|
      Крупный нью-йоркский финансист Стивен Тэйлор (Майкл Дуглас) с головой погружён в работу. Тем более, что на данный момент его компания испытывает финансовые трудности и вот-вот может вылететь в трубу. Как бы там ни было, Стивен умеет зарабатывать на жизнь, поэтому живёт более чем сносно и женат на молодой красавице Эмили (Гвинет Пэлтроу). Крайняя занятость Тэйлора не мешает ему приглядывать за жёнушкой и делать выводы из увиденного. А оно, это увиденное, не утешает.
|
|
      На первый взгляд чета Тейлоров производит впечатление благополучной и красивой пары, однако на поверку это совсем не так. В семье нарастает конфликт. Эмили недовольна повадками мужа, привыкшего управлять не только подчинёнными, но и всеми окружающими, включая саму Эмили. Вместе с тем, работа съедает всё время мужа и на жену остаётся совсем немножко, да и это немножко растрачивается на никчёмный обмен фразами двух давно привыкших друг к другу людей. Эмили, как и любая девушка, строившая поначалу воздушные замки, понимает, что семейное счастье со Стивеном имеет совсем другой оттенок, нежели ожидаемый вначале, и такую жизнь просто терпит. Но терпение её на исходе. Это замечает она сама, зрители и, уж конечно, Стивен.
|
|
      Разочаровавшаяся в семейной жизни Эмили заводит себе любовника, смазливого фотохудожника Дэвида Шоу (Вигго Мортенсен - Арагорн из "Властелина Колец"). Дэвид совсем не похож на Стивена: он живёт в старой мастерской, творит свои картины, не заботясь о признании, и открывает Эмили другой мир. Тот, в котором несчастная жена миллионера по-настоящему востребована и любима. Новые чувства здорово меняют девушку и её отношение к окружающему.
|
|
      Изменения в Эмили не проходят незамеченными для Стивена. Он нанимает частных детективов и без труда узнаёт о появившемся у жены воздыхателе. Правда, в отличие от потерявшей голову, вследствие бурного романа, Эмили, Стивен выясняет о своём конкуренте гораздо больше фактов, чем известно жене. Фактов весьма и весьма интересных. Дэвид Шоу на самом деле никакой не Дэвид Шоу, и свой художественный талант он открывал не в престижных университетах, как утверждает всем направо и налево, а в самой настоящей тюрьме, отсиживая второй срок за мошенничества в особо крупных размерах. Ловелас-фотограф специализируется на аферах, жертвами которых становятся богатые дамочки, жаждущие приключений. Несколько таких делишек аферисту удалось провернуть, но в этот раз он определённо попал не по адресу, нарвавшись на гнев ревнивца с большими деньгами в кармане.
|
|
      Стивен посещает мастерскую любовника жены и открывает свои карты. Стоит ему рассказать Эмили о подлинном прошлом Шоу, последнему не выкрутиться. А, если обманутый муж приплюсует раскопанные им давнишние подвиги афериста, Дэвиду вообще светит лет пятнадцать, по самой меньшей мере. Однако, вопреки здравому смыслу, Стивен является к Шоу вовсе не для разбирательств. Он предлагает ему полмиллиона долларов за то, чтобы бывший любовник... убил Эмили. Зачем - это дело Стивена, а у Дэвида - выбор маленький: или согласиться на предложение миллионера, или загреметь в тюрьму за свои злодеяния. Загреметь в очередной раз, а, значит, уже по-настоящему надолго.
|
|
      Дэвид, производивший сначала впечатление всего из себя такого благородного и по уши влюблённого, соглашается и вникает в тщательно спланированный Стивеном план ликвидации Эмили. Согласно задуманному, Стивен обеспечивает себе железное алиби, а о Шоу вообще никто не узнает, так что он здесь настолько ни при чём, насколько только может быть ни при чём посторонний человек. Получив предоплату, Дэвид идёт на дело, выдавая себя за банального грабителя, влезшего в особняк Тэйлоров.
|
|
      Последующие события идут вразрез со всеми планами заговорщиков и меняют расклад до полной неузнаваемости. Эмили, подвергшаяся нападению грабителя в маске, оказывается способной постоять за свою жизнь до крайней степени. То есть, она просто грохает покушавшегося насмерть. После приезда полиции и снятия маски с убитого выясняется, что покушался на Эмили вовсе не Дэвид, как было запланировано, а совершенно незнакомый человек. Стивен понимает, что крепко влип, тем более, что расследование на себя берёт мнительный детектив Мохамед Караман (Пуаро всех времён и народов Дэвид Суше). Успокоившись и сложив вместе некоторые факты, Эмили начинает подозревать, что дело нечисто, и Стивену придётся хорошенько обдумывать каждый свой следующий шаг, чтобы не быть пойманным с поличным. То, что произошло, не мог учесть ни один из героев, а, значит, каждому участнику зловещего треугольника придётся действовать исключительно экспромтом...
|
|
      "Идеальное Убийство" - это та разновидность триллеров, на просмотр которых сложно наложить какие-либо ограничения. Его с удовольствием могут посмотреть и любители крепенького, и запутанного, и драм, и мелодрам. Фильм не бьёт на визуальный ряд - здесь почти нет крови и всего пара саспенсовых моментов. Основная ставка сделана на запутанный сюжет и великолепную игру трио главных героев. Вот уж, действительно, тот случай, когда имена актёров следует писать в начале фильма не по очереди, а одновременно. Роли и их исполнение - потрясающие. У каждого в треугольнике свои мотивы и цели и проигрывать они не намерены. А, главное, никто из героев не дурак и вполне способен навязать двум остальным свою игру. Когда поведение действующих лиц диктуется отнюдь не одним вариантом расстановки сил, следить за развитием такой игры становится очень интересно. Кстати, "Идеальное Убийство" - это римейк картины 1954 года "В Случае Убийства Наберите 'М'" ("Dial 'M' for Murder") с участием Грэйс Келли. Оригинал режиссировал сам маэстро Хичкок.
|
|
      Актёры. Главное достоинство "Идеального Убийства". Майкл Дуглас в роли Стивена Тэйлора - высочайший супер! Он холоден и жесток, у него великолепная походка настоящего миллионера (оставшаяся ещё с "Уолл-Стрит" :) ) и взгляд хладнокровного мерзавца, контролирующего все свои эмоции при любых обстоятельствах. За весь фильм - ни одного проблеска удивления на лице: всё рассчитано холодным умом, а, что не рассчитано, то рассчитается в процессе. А уж та убедительность, с которой Стивен Дугласа манипулирует остальными героями, не поддаётся текстовому описанию - это надо видеть. Я всегда уважал актёрский талант этой звезды - очевидно, что он прославился в кино не только благодаря папане - Спартаку. Да и ролям Дугласа-младшего можно только позавидовать: хотя бы "Основной Инстинкт" и "Игра" - фильмы, резко отличающиеся от большинства образчиков голливудского кинопотока.
|
|
      "Идеальное Убийство" - реакционный триллер, то есть, главной движущей силой является здесь реакция участников действа на обстоятельства. Очень много крупных планов. Фишка не в действии, а в убедительности. Здесь хороши все трое, очень сложно выделить кого-то одного. Пэлтроу понравилась больше, чем где-либо ещё. Даже обычная для триллеров сцена покушения (как и водится, насквозь пропитанная саспенсом) смотрится очень эффектно. Мортенсену вполне удалось сыграть две роли: заботливого мистера Безупречность и алчного хитрого поганца, и обе роли исполнены прекрасно.
|
|
      Забавно смотрится Дэвид Суше в привычном для себя (а, скорее, для нас, зрителей) образе бесстрастного детектива, этакого Пуаро. Правда, его герой в "Идеальном Убийстве" играет гораздо меньшую роль, в отличие от знаменитого сериала, и участвует всего в трёх незначительных для развития сюжета эпизодах фильма, так что не воспринимается как полноправный игрок, управляющий фигурами на доске, олицетворяя собой лишь формальное присутствие правоохранительных сил во всей этой истории. Но тем эта история и хороша: игру доиграют игру начавшие.
|
|
      Действие скурпулёзно-затянуто, и сделано это специально, а, потому, фильм никак не напоминает жвачку. Основные планы - попарные диалоги участников треугольника с учётом очередного непредсказуемого поворота сюжета. Вроде, не так уж и интересно, но на деле - захватывает. Ведь, с каждой новой мелочью, ситуация меняется коренным образом, и герои в свете новых обстоятельств выглядят уже совсем по-другому.
|
|
      Общее впечатление. Один из лучших драматических триллеров. Блестящая игра по праву знаменитых актёров. Безупречная режиссура и операторская работа. Хорошая музыка. Настоятельно рекомендуется для просмотра всем, кто любит непростые детективные истории, а также, кому нравится просто интересное кино. Это оно и есть.
|
|
(5 января 2003 года)
|
|
|
|