Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Игра Рипли (Ripley's Game)

триллер
США/Великобритания/Италия, 2002
Режиссёр: Лилиана Кавани
В ролях: Джон Малкович,
Дагрей Скотт,
Ганс Цихлер



Вырос Рипли из штанишек, Вынул "Вальтер" из подмышек...


      В итальянскую провинцию переезжает на ПМЖ некий Том Рипли (Джон Малкович). Будучи более чем состоятельным американцем, он покупает здесь шикарный особняк с фонтанами, кипарисамим по бокам подъездной дорожки, бассейном и всем таким остальным, и вселяется в него вместе со своей женой. Страсть Тома Рипли - предметы искусства. Хобби - находить в самых неожиданных уголках самых неожиданных мест эти предметы искусства, например, забытый кем-то в курятнике клавесин работы знаменитого мастера, который стоит кучу денег, потом починить этот клавесин за немаленькие деньги и помузицировать на нём в четыре руки с женой, которая, кстати, профессиональная клавесинистка-пианистка и даёт концерты по колизейным олимпикам. Есть у Тома, правда, и ещё кой-какие увлечения, но об этом не догадывается даже его клавесинистка-жена (или подружка - свидетельством о браке перед камерой не трясут).

      Жители провинциального городка прохладно относятся к приезжему янки. Во-первых, он слишком богат, во-вторых, слишком эстет, а здесь народ простой (если и не как три рубля, то как четыре), ну а в-третьих, Том здесь чужой, слишком чужой, чтобы стать своим.

      Впрочем, непохоже, что Рипли сильно от этого страдает, у него всегда есть чем заняться, да и прохладность к Тому провинциалы демонстрируют за глаза, а в лицо смотрят вполне миролюбиво и приветливо. Даже как-то раз приглашают его в соседский дом на обед. За обедом, правда, выходит маленькая оказия: Тома обижает хозяин дома, плотник Джонатан Треванни (Дагрей Скотт - "Миссия Невыполнима-2"), но получается так, что обида наносится не за глаза, как хотелось, а практически в глаза - не вовремя чужак появился в комнате.

      Том Рипли, тихий лысеющий эстет в беретике, сносит обиду и скандала не устраивает. Одновременно с этим, Том Рипли, тот самый Талантливый Мистер Рипли, уже игравший двадцать лет назад в свои игры с семейством Гринлифов, оскорблён и прощать деревенского обидчика не собирается...

      "Игра Рипли" - римейк картины "Американский Друг", снятой по мотивам книги Патриции Хайсмит (если я не ошибаюсь, в нём роль Тома Рипли играл Деннис Хоппер). По ту сторону экрана, пока нас не было, прошли годы, и герой сначала французской "Пыли Под Солнцем" (Ален Делон), а потом американского римейка "Талантливый Мистер Рипли" (Мэтт Дэймон) успел вырасти, возмужать, обрюзгнуть и даже основательно облысеть, став довольно похожим на не менее талантливого (правда, в других областях) мистера Джона Малковича. А ещё Том Рипли определённо поменял свои сексуальные пристрастия, ибо элементарно женился - по молодости лет обманчиво-доверительный подколодный гадёныш носил явно голубоватый оттенок. Да и не гадёныш он больше, а тихий семейный эстет-психопат.

      В отличие от весьма захватывающего оригинала, продолжение приключений афериста совсем не тянет. Постаревший Рипли в исполнении Малковича (а, ведь, блестящем, блестящем!!!) не ассоциируется ни с героем Делона, ни с героем Дэймона, как не ассоциируется со своими предшественниками и сам фильм. Делона, кстати (согласно моего зрительского мнения, не читательского!), можно вообще не рассматривать: насколько я помню, в финале "Пыли Под Солнцем", в отличие от психоделичной концовки "Талантливого Мистера Рипли", герой не ушёл от возмездия, и никакого будущего у него не было. Интересно, как это объясняется в книге?

      Впечатления от этого фильма настолько разнятся и с французской, и с американской предисториями, что рассматривать его как сиквел нет никакого желания. Если всё-таки считать "Игру Рипли" продолжением истории о Талантливом Мистере, то продолжение это слабее по всем пунктам, просто никакое, и не спасают его даже дуэт Малковича и Скотта (хотя оба их героя исполнены здесь очень и очень убедительно). Главное разочарование: в отличие от оригинала, в "Игре Рипли" вообще отсутствует интрига. В "Игре Рипли" отсутствует собственно Игра Рипли, тем более такая, какую можно ожидать, прочитав название фильма и вспомнив оригинал - "Талантливого Мистера". Никаких хитрых комбинаций или неожиданных поворотов сюжета, ничего похожего на ту шахматную партию, которую замутил мерзавец в "Талантливом Мистере". Ведь самым захватывающим в оригинале была рассчётливость главного героя, его личность, его талант просчитывать все возможные пути, выбирать из них подходящий и хладнокровно выпутываться из таких ситуаций от которых порой зрителю становится крепко не по себе.

      В "Игре" ещё более-менее интересно следить за героем Скотта, объектом мщения Рипли, он здесь подталкивается в спину обстоятельствами и вынужден что-то предпринимать. Что же до Рипли, на чью "игру" мы по идее смотрим, то первую половину фильма он практически не участвует в событиях, появляясь в кадре только позвонить разок-другой по мобиле и сделать при этом многообещающее малковическое мимичище: "то ли ещё будет - ойойой", а вторую половину демонстрирует лишь посредственное хладнокровие маньяка-убийцы, сводящееся к напеванию песенок во время упаковки трупов в багажник, а вовсе не свои Таланты, которыми был некогда так знаменит.

      Какие там хитрые ходы - до рассчётливости и обдумывания дело не дойдёт, потому что применять это всё просто негде - нет самой партии. Есть - ну да, немножко форс-мажора, некоторые неприятности у Рипли, но они - пустое место, по сравнению с теми, что нагородили в "Талантливом Мистере" (ведь там и любовь, и предательство, и подозрения, и ложь, и веслом по башке, и статуйкой исподтишка туда же, и здорово задуманная сценаристами промашка негодяя в финале - вспоминаю "Пыль Под Солнцем").

      Памятуя во время просмотра название, находясь под впечатлением от оригинала, думается, что герой Скотта на протяжении фильма всё больше и больше запутывается в паутине мстителя, дьявольски умного, играющего, расставляющего ловушки на обидчика, чтоб неповадно было, и откроется это в самом финале: "Ах, какая же всё-таки хитрая гадина, этот Талантливый Мистер Рипли, как он всё-таки всё продумал..." А этого-то и нет. Ни паутины, ни ловушек. Ну какой же это Рипли? - Никакой. Одно имя - и только.

      Общее впечатление. На плёнку снято достаточно неплохо: пейзажи, музыка Морриконе (хорошая, но которой, показалось, очень мало) и отличные актёры. Драматический триллер, вроде, но триллер без сюрпризов, из той породы, где действие развивается невразумительно (я не утверждаю, просто так МНЕ показалось - в мире полно народу, которым кино понравилось). Тот случай, когда авторам в принципе сказать нечего, а кино на плёнку надо снять. Не уважаю такой подход, потому что, хоть и смотрится это всё не так чтоб полусонными глазами, впечатление оставляет вполне пасмурное: неинтересный В ИТОГЕ, не оправдавший себя В ИТОГЕ фильм.

      "Игра Рипли" в сравнении с оригиналом - так и вовсе. Бестолковое продолжение, безобразно лишённое всего того, чем был хорош оригинал: запутанно хитрой интриги, дьявольски умного героя и самого главного: человеческих мотиваций, самой идеи: КТО, ЧТО, ПОЧЕМУ это делает и ЧТО из этого выходит. История вполне имеет право на существование, но вот зачем было нарекать её главного героя Томом Рипли, да ещё и в слоганах орать: "Он вернулся! Взрослее, мудрее, талантливее!", когда ничего подобного не замечается, я не понимаю. Весьма скоро нас ждёт, кстати, ещё один фильм, где будет фигурировать Том Рипли. Надеюсь, это будет всё-таки полный тёзка, а не попытка смести в ноль харизматный персонаж, которого ненавидишь, но за которого и переживаешь. И хуже всего, что эта попытка станет, боюсь, успешной. Знаете, если персонажу из фильма в фильм (из книги в книгу) навешивать абсолютно разные лица, он в конце концов потеряет своё лицо, неповторимое. Расползётся кадрами по киноплёнке (оффсетом по мелованной бумаге).

      Если по поводу оригинала можно запросто порассуждать-поспорить на тему, зачем парень всё это делал, психопат ли он, или просто хладнокровный мерзавец-везунчик, блестяще талантливый, который однажды решил рискнуть и понял, что у него получается, что он может позволить себе ещё больше, потом ещё и ещё, то по поводу продолжения не возникает ну никаких особых мыслей. В общем, несмотря на заверения слоганов к фильму и некоторого ожидания картины (тем более, "Американского Друга" я, можно сказать, не смотрел), Талантливый Мистер и не думал возвращаться. Он по-прежнему сидит на полу в каюте парохода из оригинала.

      Вывод. Лично МОЙ. Господа кинематографисты и литераторы, может, не надо продолжений отличных триллеров? Может, не надо всех этих "Семь-2: Пять", а? Ведь с лёгкой руки Голливуда, глядишь, дальше продолжения утопий пойдут (Голливуд, за исключением некоторых, в основном, терри гиллиамов постоянно увязывает триллер с утопией и наоборот): "Бразилия-2: Австралия" или "1985". Ну не надо. Неблагодарное это дело. Даже коли токма благородных соображений из...


(26 августа 2003 года)

Hosted by uCoz