|
Васаби (Wasabi)
комедия Франция, 2002 Режиссёр: Жерар Кравчик В ролях: Жан Рено, Риоко Хиросуе, Мишель Мюллер
|
|
|
Пой лучше хорошо щеглёнком, чем дурно соловьём... (из открытого письма И. Крылова Л. Бессону)
      Проглядел несколько обзоров к этому фильму, но так, честно говоря, и не понял, что же именно это такое: васаби. Сам фильм смотрел в дублированном варианте и там этот вопрос как-то умудрились обойти. А в публикациях почти везде упоминается то хренодёр, то что-то отдалённо напоминающее грузинскую аджику. Если телевизор ещё корректно передаёт цвета (что не факт: он довольно старый и порой склонен к самовыражениям в стиле "а ну-ка я сейчас возьму и отключусь"), цвет у этой самой васаби салатовый. Мультяшно-зелёный такой. Броский цвет подстать самому фильму: лента напичкана красками, среди которых доминирует розовый и жёлтый. Слоган картины, гордо развевающийся на коробке с кассетой студии "Союз", что-то типа: "Это погорячее всякой там вашей горчицы". Так что третий вариант: загадочная васаби - это горчица, которая гораздо крепче нашей. А у нас-то горчица будь здоров - не какой-то там "Анкл Бенц" хилый.
|
      На самой верхотуре коробки - надпись, выгодно желтеющая на красном фоне (по-моему так - под рукой кассеты нет - пошла по знакомым): фильм Люка Бессона. Мать моя родная! Того самого! Который обогатил таблицу Менделеева новым элементом под названием лилулий! При перевороте на сто восемьдесят градусов, однако, выясняется, что режиссирует крепкую горчицу вовсе не Бессон, а некто под названием Жерар Кравчик. Причём в скобках рядом с именем Кравчика почему-то перечислен ряд фильмов Бессона, тут тебе и "Пятый Элемент", и "Леон". Кажется, нет только "Никиты" и "Голубой Бездны". Не понял... Какой, на фиг, Кравчик? А где Бессон? Сразу бросился пересматривать "Леона": Бессон там режиссёр или я чего-то выпил не того и не в том количестве? Оказалось, Бессон - никаких кравчиков. Обложки студии "Союз" медленно, но верно превращаются в жёлтую прессу.
|
|
      При детальном рассмотрении содержимого коробки студии "Союз" на бытовом видеомагнитофоне марки "Отаке" (облагороженном, надо сказать, тиснением "джапаниз текнолоджи" и состоящем преимущественно из каких-то черных и синих штучек с надписью "мэйд ин Тхайван") выяснилось, что к "Васаби" Бессон руку приложил: писал сценарий и продюссировал. Режиссуру доверил всё-таки этому Кравчику, сам не снизошёл. Но понять можно: маэстро взял долгосрочный отдых, парит ноги в тазике с водой и строчит перед камином сценарии к фильмам, которые снимут потом его знакомые. А публика примет их на ура и знакомые сразу станут культовыми режиссёрами Франции. И хорошо, а то Бессону уже наскучило в одиночку отдуваться за весь французский кинематограф в обличье культовика-затейника. Так что сидит себе, да пишет. Молодец. Ведь, чтобы ни написал, и кто бы это потом не режиссировал, кинопрокатчики всё равно штампанут на кассете "фильм Люка Бессона". Ну, или, в крайнем случае, "коллекция Люка Бессона".
|
      Коллекция Люка Бессона. Так и хочется добавить: коллекция ВИН Люка Бессона - уж больно картинно звучит. Создатель Никиты, Леона, Лилу и Миллы Йовович-Д'арк с пугающим постоянством выкладывает перед зрителями очередные шедевры своего творчества, носящие загадочные громкие названия: "Дансер", "Такси" "Ямакаси", "Васаби". После двух последних по логике вещей должны следовать "Сайонара" и "Гейша". Поживём - увидим. А пока - "Васаби": что такое, с чем едят и съедобно ли в принципе, а главное, каким боком всё это привязано к Японии?
|
|
      Крутые на руку блюстители закона нужны везде, даже в любвеобильной Франции. Характер у блюстителей колючий, рука тяжёлая, а пистолет никак не меньше 45 калибра. Конечно, в процессе разборок крутые индивиды нанесут повреждений государственной собственности не меньше, чем собственности преступных кланов и изрешетят пулями не только гангстерские окна, но и здание местной префектуры - от фундамента до крыши. Но ничего с этим не поделаешь - кому-то нужно действовать и такими методами. Даже в любвеобильной Франции.
|
      Париж - город экзотический. Так что, если и грабят здесь банки, то делают это непременно трансвеститы. А, если их кому и ловить, то уж несомненно мсьё Жану Рено, которого все вокруг почему-то зовут Юбер Фиорентини. Мсьё Фиорентини весьма крут. Это означает, что характер у него колючий, рука тяжёлая, а пушка никак не меньше 45 калибра. Стёкла вокруг бьются непрестанно, бандиты летают от мощных ударов праведного кулака, как ямакаси над Парижем, причём достаётся от мсьё Фиорентини всем: и правым и левым, и центристам. Бум! И синяк во всю морду. А как-то раз случайно так вышло, что не на бандитскую морду, а на морду сына местного префекта. Жаль, но что поделать? Не разбив яиц... как там дальше? Зато бандитам жизни нет.
|
|
      Нравится такая альтернатива не всем. Даже в любвеобильном Париже. Например, непосредственный начальник мсьё Фиорентини совсем даже не в восторге от того, что в больнице на перевязке, с синяком во всю морду, оказался сын местного префекта. Благо, сам префект в отъезде. А вот вернётся - наругает. Начальника. Потому что, чего Фиорентини ругать? Даст в морду - и делов.
|
      Поэтому начальник решает отправить крутого во все стороны мсьё Фиорентини в отпуск. Месяца на два - на три. Чтобы расслабился, мозоли с кулаков свёл, разобрался с личными делами. А то, что это такое, у крутого полицейского на уме только крутость? И на первом месте крутость стоит, и на втором, и на пятнадцатом. Романов Фиорентини ни с кем не крутит вот уже 19 лет, только морды бьёт всем направо и налево, да в свободное время башляет в гольф. А та подружка, которая есть сейчас, недовольна, что не занимает в жизни крутого Фиорентини никакого места. Даже пятнадцатого. Фиорентини вообще её не любит. Он любит ту самую, свою старую любовь, с которой расстался 19 лет назад, когда ещё совсем зелёным служил во французском корпусе в Японии. Но надо с этим что-то делать, это понимает даже сам Фиорентини. Помидоры 19-летней давности давно завяли, да и нынешняя подружка весьма ничего, в общем-то. С Челентаной, вон, в "Бинго-Бонго" играла.
|
|
      Плюс, с начальством не поспоришь, так что уходит Фиорентини в этот самый отпуск. И только, знаете ли, начал он разбираться с делами своими сердечными, как из Японии звонит японский адвокат. И говорит: ватасинонамаева, Фиорентини-сан, так, мол, и так, померла ваша старая любовь. Соболезную. А я - её душеприказчик. Мадам оставила небольшое наследство и всё-всё завещала вам. Так что прошу немедленно явиться в Японию, это такие острова справа на карте мира, и в торжественной обстановке вступить во владение наследством покойной. Билет забронирован.
|
      Вот так это и случилось, попал наш крутой мсьё Фиорентини в Страну Восходящего слонца, край сакэ, супа мисо, суши и... якудзы. Когда крутой блюститель закона приезжает в Страну Восходящего Солнца, да ещё со своим пистолетом 45 калибра, якудза встаёт на уши. Тем более, якудзе есть чего нервничать, ведь старая любовь мсьё Фиорентини померла не просто так.
|
      Сюрпризы для мсьё Фиорентини только начинаются. Попав в Японию, он не только обнаруживает на лице своей умершей любимой россыпь кристалликов цианистого калия, коим её, видимо, и траванули, и сделала это, несомненно, злобная якудза, но и узнаёт, что у него в Японии растёт дочь (Риоко Хиросуе). Девчонке, стало быть, 19 с небольшим, типичный ребёнок своей эпохи: сутки напролёт виснет в зале компьютерных игр, слушает японское техно, растит в сотовом телефоне сразу трёх тамагочи и проклинает своего отца, бросившего их с матерью. Ошарашенный таким поворотом дел, Фиорентини совсем слетает с нарезки, особенно когда узнаёт, сколько денег оставила его былая любовь на своём банковком счёте. ДВЕСТИ МИЛЛИОНОВ БАКСЕВИЧЕЙ. Где-то бюджет "Титаника", дамы и господа. Вот тут-то Фиорентини и понимает: дело нечисто. Большие деньги в Японии - это "Сони" или якудза. "Сони" навряд ли. Значит, якудза. Фиорентини перезаряжает пушку и идёт со своей дочерью по следу убийц возлюбленной. Отпуска не получилось...
|
|
      В принципе, из такого незамысловатого сюжета можно вылепить относительно неплохой фильмец. Если правильно снять. Жанр заявлен как "криминальная комедия". "Криминальная" - это легко. Это даже наши в сериалах клепать умеют. Значит, ключ к успеху такого заведомо середнячка в "комедии". Действительно, из фабулы "крутой французский полицейский - шустрая молодая японка, его вновь обретённая дочь, их приключения в Японии и борьба с гнусной якудзой" можно вытянуть достаточно забавностей на полуторачасовую историю.
|
      Более того, здесь пошли дальше и вшили в сюжет комичного однополчанина главного героя (Мишель Мюллер). Типаж последнего по дефолту должен вызывать смех: он здорово похож на моего любимого польского актёра Ержи Штура. Колоритный товарищ, то есть. Поэтому, если парочка главных героев комично разбирается с якудзой на протяжении фильма, комичный помощник а ля Ержи Штур комично им в этом помогает. Такое трио: он, она и уморительный дружок. Очень правильно. Прямо со страниц букваря начинающего сценариста.
|
|
      Жаль, но, несмотря на чёткое следование букве закона, фильм не получился. Я не заношу его в список тупого или отстойного кино (это не одно и то же). Просто не вышло. Потому что броско, но пусто. Потому что ни одного нового открытия, даже самого маленького. Только бесконечное цитирование. И Ержи Штур не работает, потому что ему здесь негде работать, негде развернуться.
|
      Не буду скрывать, в трёх эпизодах "Васаби" я слегонца улыбнулся. Но не слишком ли мало улыбок для полуторачасовой комедии? Тоскливо. Ждёшь: ну вот, ну сейчас, ну Бессон же, ну должно же попереть. Но не прёт. Потому что и правда Бессон. Сдулся культовик. Со времён "Пятого Алимента" ничего стоящего. Только заезженная до дыр торговая марка "кино от Бессона". В "Васаби" запомнилась лишь одна сцена, там, где Рено расправляется с якудзой в помещении японского супермаркета под перепевку "Продиджи". Но, как знать, может это вовсе и не общее впечатление от эпизода, а просто элементарная ностальгия по бумбумам "Вуду Пипл". Остальное забылось, ушло в никуда вместе с финальными титрами.
|
|
      Актёры. Что бы там ни говорили, а Рено - очень хороший актёр. Просто исключительно хороший. Беда только в том, что он всё больше и больше напоминает Рутгера Хауэра: блестящий взлёт в классе "А" и маловразумительная посадка в классе "С". Зря Бессон так поступает: если сдулся сам, это ещё не повод сдувать Рено. Хотя, им виднее, они - друзья. По поводу Риоко Хиросуе не могу сказать ничего плохого. Какая роль, так и исполнила. Так себе дуэт. Вот Натали Портман в паре с Леоном Рено - это откровение. Незабываемое, но, по всей видимости, единственное. Мишель Мюллер мог бы стать неплохой комичной осью фильма. При правильном раскладе и талантливом сценарии, он заметно оживлял бы и без того нескучную историю. А так... Не могу судить его. Нельзя попробовать на вкус дырку от бублика.
|
|
      Жалко мне этот фильм. Спустя рукава склепали. А ведь могло бы получиться. И Бессона жалко. Столько сделал для кино, такого актёра продвинул (это я о Рено), а теперь вот сдулся. "Кино от Бессона"! Да давно это уже не кино, а халтура. Не вино, а банальный уксус. Остатки былой роскоши. Съездил бы в горы, помедитировал, набрался бы сил... Ведь умный дядька-то. С бородой.
|
|
(2002 год)
|
|
|
|