|
Бэтмен: Начало (Batman Begins)
боевик США, 2005 Режиссёр: Кристофер Нолан В ролях: Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Морган Фримен
|
|
|
Вы носите маску и умеете прыгать по крышам. Нужна ваша помощь.
      Абзац о сюжете. Таки дождавшись, лицезреем начало творческого пути Брюса Уэйна, более известного всему миру (за исключением жителей города Готэма) как Человек-Летучая Мышь. Двухчасовой трип включает в себя посещения мест боевой славы и знаковых событий в непростой жизни героя: трагическая утрата родителей, возникновение летучемышефобии, долгие тренировки под руководством самого настоящего Квай Гона (сурового как никогда Лайама Нисона), процесс вступления на трон родительской индустриальной империи, вытачивание бэт-сюрикена, и первый шаг на тропу войны легендарного рыцаря. Бэтмена.
|
|
      Не то, чтобы Джоэль Шумахер плохой режиссёр (вовсе нет), но двумя своими "продолжениями" шикарной дилогии Тима Бартона он настолько угробил доброе имя нашего сегодняшнего героя, что сама мысль о продолжении темы (даже в формате приквела) поначалу казалась диковатой. А потом пришла уверенность, что, если создатели приквела не из тех, кто любит поплясать на костях давным-давно похороненного тайтла под звон монет, попавших мимо кассы, они просто забудут недоразумения, скрывающиеся за названиями "Бэтмен Навсегда" и "Бэтмен и Робин", забудут так, словно их никогда и не было. И начнут всё сначала.
|
|
      Создатели в самом деле оказались не из плясунов. Они так старательно забывали шумахеровские кошмары, что умудрились забыть и шикарную дилогию Бартона. Сначала (первые 25 минут после заставки Warner Brothers) эта забывчивость выбивает из колеи. Возмутительно, возмутительно наблюдать за этим сознательным обрыванием ниток, ведущих к оригиналу 16-летней давности. Настоящий антипод едва прошедшей "Мести Ситхов": если ради удовольствия созерцать, как стыкуется история Скайуолкеров-старших и младших пришлось выдержать два посредственных эпизода "раскрутки саги", то в "Бэтмене", видит бог, все карты были в руку. Включая, заметьте, джокера.
|
|
      Увязать эпизод смерти родителей Брюса Уэйна со сценой из легендарного оригинала (лицо убийцы там не разборчиво - его можно было переиграть любому другому актёру). Прописать сиротку-миллиардера в особняк посреди мрачно-сказочного готик-ансамбля. Приставить Альфреда брюсовой нянькой от и до, вплоть до окончания периода личностного созревания Уэйна-младшего, с вытекающим отсюда ослаблением влияния отца героя - зачем отец, да и мать тоже, когда их роль взял на себя седовласый ментор? Всё. Остаётся сидеть и ждать восторженных воскликов тех зрителей в зале, которые перед походом на "Начало" сочли долгом припомнить "Продолжение".
|
|
      И вот, меня, припомнившего и морально готового к многочисленным дежа вю оригинала, (если вообще не к камео Майкла Китона где-нибудь под финальные титры), встречает... нет, не совсем вечное покрывало готэмской ночи, а потасовка в грязи, в стенах непальской (а, может, и северокорейской) тюряги. "Ушат холодной воды" - мягко сказано, "охренеть" - будет точнее. Ну а "перевранная" сцена убийства родителей - один из многочисленных "флэшбэков" героя - заставляет смотреть на всё это... хм... ну просто как на недоразумение.
|
|
      Реакция вполне справедлива, но ошибочна. Ошибка в том, что я пришёл смотреть приквел. Ошибка легко исправляется после первого получаса, и не тем, что долгожданные узнаваемые детали начинают одна за другой прыгать в кадр, а тем, что "Бэтмен: Начало" начинает становиться интересным фильмом сам по себе. Не оглядываясь на исторических предшественников. Это не пятый фильм той серии. Это первый фильм этой серии (а продолжения, конечно, будут).
|
|
      Концепции удивительно непохожи. Только представьте: из Готэм-Сити исчезла готика. Полностью. Это другой город, промышленный гигант-мегаполис, самой "артистичной" декорацией которого можно назвать разве что монорельсовую железную дорогу. И то - созданную с целью выстрелить во втором действии.
|
|
      Злодеи-главари больше не являются жертвами фетишизма, они не прячут лиц и делают чёрное дело, ведомые не внешним эффектом вселенского зла, а уверенные в собственной правоте. Бэтмен же больше не всесильный повелитель ночи, одним мизинцем раскидывающий десятки тупых, зато хорошо наштукатуренных панков-циркачей. Отсюда совсем другая постановка боевых сцен: если наш рыцарь задержится в окружении пятка врагов, от него вряд ли останется мокрое место. Гарпуны, крылья и, особенно, знаменитые дымовые бомбочки больше не показатель стиля и технического совершенства героя, а единственные средства защиты и выживания.
|
|
      Нельзя не упомянуть и об ещё одном злодее: химике-шизофренике Джонатане Крейне. Единственном человеке в Готэм-Сити, кроме Бэтмена, который прикидывается костюмным супергероем Пугалом, надевая на голову мешок из-под овса. Незавидно-короткая геройская судьба Страшилы - ещё одно доказательство того, что здесь вам не бал-маскарад, а схватка личностей. Однако, даже в короткой роли Киллиан Мёрфи показался блестяще. (Этого актёра вы могли видеть в зомби-экшне "28 Дней Спустя").
|
|
      Наконец, главное отличие фильма. Бэйл здесь играет Брюса Уэйна, а не Бэтмена. Роскошь, которую не могли позволить себе предшественники. Я давно "болею" за этого актёра, который бесподобно играет во всех фильмах, какой ни возьми, независимо от успешности, бюджета, жанра или страны-производителя. (А позавчера пересматривал детский фильм "Мио, Мой Мио", где маленький Кристиан играет Юм-Юма, приходящегося Сэмом Гэмджи тамошнему Фроду-Мио.) Но в данном случае блестящий образ создал не только Бэйл-актёр, но и Уэйн-герой. Ни в одном другом фильме бэтмениады не было столько Брюса Уэйна. Там во всей красе сверкал Бэтмен, потому что плейбой-магнат сам по себе был не так уж и интересен. "Бэтмен: Начало" - история не о Бэтмене, а о Брюсе Уэйне, и только о нём.
|
|
      Квартет уважаемых "стариков", окружающих Бэйла, также служит чудесную службу на пользу картине. Невозможно представить, сколько потерял бы фильм без каждого из этих актёров по отдельности. Блистательные Майкл Кейн в роли Альфреда, Морган Фримен в роли бэтменовского Кью Люциуса Фокса, Гэри Олдмен в роли сержанта (до комиссара ещё далеко) Гордона и Рутгер Хауэр в роли подловатого управделами "Уэйн Индастриз" Эрла - к ним ко всем только одно нарекание: непростительно мало экранного времени. Но ничего не поделаешь, как уже говорилось, это кино о Брюсе Уэйне.
|
|
      Женщина. В жизни Бэтмена/Уэйна до сих пор была только одна Женщина. Героиня, которая в полном смысле была героиней, а не обязательной куклой в подмышку супермена. Это Селина Кайл. Она осталась единственной: то, что в "Бэтмене: Начале" выдаётся за... эээ... секундочку... Рэйчел Доус (Кэти Холмс) - это обязательная кукла в подмышку супермена. Присмотритесь: диалоги, все до единого, невозможно натянуты. История, несмотря на усилия ответственных закадровиков, пытается отторгнуть ненужную героиню, засунутую сюда, в первую очередь, из опасений, что зритель не простил Бэтмену смутные годы, проведённые в обществе латентного Робина. Плюс к этому, мисс Доус имеет счастье пребывать в чине чуть ли не прокурора города. Готэм-Сити и в самом деле сошёл с ума, если в нём Гэри Олдмен - патрульный сержант, а Кэти Холмс - прокурор. Журналистка, и не более того.
|
|
      Общее впечатление. Бэтмен начинает. Именно так, как положено супергероям: лихой бедой на головы грешников. Серьёзно. В максимально возможной степени реалистично. В окружении звёздного актёрского состава, подобранного без единого промаха. Здорово. Особенно, если сразу уяснить себе, что это никакой не приквел, а действительно НАЧАЛО.
|
      P.S. Невероятно рад за Кристиана Бэйла. Он заслужил свои сегодняшние массовые лавры. И заслужил давно, и вовсе не Бэтменом.
|
|
|
(22 июня 2005 года)
|
|
|
|