Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Бэтмен: Начало (Batman Begins)

боевик
США, 2005
Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл,
Майкл Кейн,
Морган Фримен



Вы носите маску и умеете прыгать по крышам. Нужна ваша помощь.


      Абзац о сюжете. Таки дождавшись, лицезреем начало творческого пути Брюса Уэйна, более известного всему миру (за исключением жителей города Готэма) как Человек-Летучая Мышь. Двухчасовой трип включает в себя посещения мест боевой славы и знаковых событий в непростой жизни героя: трагическая утрата родителей, возникновение летучемышефобии, долгие тренировки под руководством самого настоящего Квай Гона (сурового как никогда Лайама Нисона), процесс вступления на трон родительской индустриальной империи, вытачивание бэт-сюрикена, и первый шаг на тропу войны легендарного рыцаря. Бэтмена.

      Не то, чтобы Джоэль Шумахер плохой режиссёр (вовсе нет), но двумя своими "продолжениями" шикарной дилогии Тима Бартона он настолько угробил доброе имя нашего сегодняшнего героя, что сама мысль о продолжении темы (даже в формате приквела) поначалу казалась диковатой. А потом пришла уверенность, что, если создатели приквела не из тех, кто любит поплясать на костях давным-давно похороненного тайтла под звон монет, попавших мимо кассы, они просто забудут недоразумения, скрывающиеся за названиями "Бэтмен Навсегда" и "Бэтмен и Робин", забудут так, словно их никогда и не было. И начнут всё сначала.

      Создатели в самом деле оказались не из плясунов. Они так старательно забывали шумахеровские кошмары, что умудрились забыть и шикарную дилогию Бартона. Сначала (первые 25 минут после заставки Warner Brothers) эта забывчивость выбивает из колеи. Возмутительно, возмутительно наблюдать за этим сознательным обрыванием ниток, ведущих к оригиналу 16-летней давности. Настоящий антипод едва прошедшей "Мести Ситхов": если ради удовольствия созерцать, как стыкуется история Скайуолкеров-старших и младших пришлось выдержать два посредственных эпизода "раскрутки саги", то в "Бэтмене", видит бог, все карты были в руку. Включая, заметьте, джокера.

      Увязать эпизод смерти родителей Брюса Уэйна со сценой из легендарного оригинала (лицо убийцы там не разборчиво - его можно было переиграть любому другому актёру). Прописать сиротку-миллиардера в особняк посреди мрачно-сказочного готик-ансамбля. Приставить Альфреда брюсовой нянькой от и до, вплоть до окончания периода личностного созревания Уэйна-младшего, с вытекающим отсюда ослаблением влияния отца героя - зачем отец, да и мать тоже, когда их роль взял на себя седовласый ментор? Всё. Остаётся сидеть и ждать восторженных воскликов тех зрителей в зале, которые перед походом на "Начало" сочли долгом припомнить "Продолжение".

      И вот, меня, припомнившего и морально готового к многочисленным дежа вю оригинала, (если вообще не к камео Майкла Китона где-нибудь под финальные титры), встречает... нет, не совсем вечное покрывало готэмской ночи, а потасовка в грязи, в стенах непальской (а, может, и северокорейской) тюряги. "Ушат холодной воды" - мягко сказано, "охренеть" - будет точнее. Ну а "перевранная" сцена убийства родителей - один из многочисленных "флэшбэков" героя - заставляет смотреть на всё это... хм... ну просто как на недоразумение.

      Реакция вполне справедлива, но ошибочна. Ошибка в том, что я пришёл смотреть приквел. Ошибка легко исправляется после первого получаса, и не тем, что долгожданные узнаваемые детали начинают одна за другой прыгать в кадр, а тем, что "Бэтмен: Начало" начинает становиться интересным фильмом сам по себе. Не оглядываясь на исторических предшественников. Это не пятый фильм той серии. Это первый фильм этой серии (а продолжения, конечно, будут).

      Концепции удивительно непохожи. Только представьте: из Готэм-Сити исчезла готика. Полностью. Это другой город, промышленный гигант-мегаполис, самой "артистичной" декорацией которого можно назвать разве что монорельсовую железную дорогу. И то - созданную с целью выстрелить во втором действии.

      Злодеи-главари больше не являются жертвами фетишизма, они не прячут лиц и делают чёрное дело, ведомые не внешним эффектом вселенского зла, а уверенные в собственной правоте. Бэтмен же больше не всесильный повелитель ночи, одним мизинцем раскидывающий десятки тупых, зато хорошо наштукатуренных панков-циркачей. Отсюда совсем другая постановка боевых сцен: если наш рыцарь задержится в окружении пятка врагов, от него вряд ли останется мокрое место. Гарпуны, крылья и, особенно, знаменитые дымовые бомбочки больше не показатель стиля и технического совершенства героя, а единственные средства защиты и выживания.

      Нельзя не упомянуть и об ещё одном злодее: химике-шизофренике Джонатане Крейне. Единственном человеке в Готэм-Сити, кроме Бэтмена, который прикидывается костюмным супергероем Пугалом, надевая на голову мешок из-под овса. Незавидно-короткая геройская судьба Страшилы - ещё одно доказательство того, что здесь вам не бал-маскарад, а схватка личностей. Однако, даже в короткой роли Киллиан Мёрфи показался блестяще. (Этого актёра вы могли видеть в зомби-экшне "28 Дней Спустя").

      Наконец, главное отличие фильма. Бэйл здесь играет Брюса Уэйна, а не Бэтмена. Роскошь, которую не могли позволить себе предшественники. Я давно "болею" за этого актёра, который бесподобно играет во всех фильмах, какой ни возьми, независимо от успешности, бюджета, жанра или страны-производителя. (А позавчера пересматривал детский фильм "Мио, Мой Мио", где маленький Кристиан играет Юм-Юма, приходящегося Сэмом Гэмджи тамошнему Фроду-Мио.) Но в данном случае блестящий образ создал не только Бэйл-актёр, но и Уэйн-герой. Ни в одном другом фильме бэтмениады не было столько Брюса Уэйна. Там во всей красе сверкал Бэтмен, потому что плейбой-магнат сам по себе был не так уж и интересен. "Бэтмен: Начало" - история не о Бэтмене, а о Брюсе Уэйне, и только о нём.

      Квартет уважаемых "стариков", окружающих Бэйла, также служит чудесную службу на пользу картине. Невозможно представить, сколько потерял бы фильм без каждого из этих актёров по отдельности. Блистательные Майкл Кейн в роли Альфреда, Морган Фримен в роли бэтменовского Кью Люциуса Фокса, Гэри Олдмен в роли сержанта (до комиссара ещё далеко) Гордона и Рутгер Хауэр в роли подловатого управделами "Уэйн Индастриз" Эрла - к ним ко всем только одно нарекание: непростительно мало экранного времени. Но ничего не поделаешь, как уже говорилось, это кино о Брюсе Уэйне.

      Женщина. В жизни Бэтмена/Уэйна до сих пор была только одна Женщина. Героиня, которая в полном смысле была героиней, а не обязательной куклой в подмышку супермена. Это Селина Кайл. Она осталась единственной: то, что в "Бэтмене: Начале" выдаётся за... эээ... секундочку... Рэйчел Доус (Кэти Холмс) - это обязательная кукла в подмышку супермена. Присмотритесь: диалоги, все до единого, невозможно натянуты. История, несмотря на усилия ответственных закадровиков, пытается отторгнуть ненужную героиню, засунутую сюда, в первую очередь, из опасений, что зритель не простил Бэтмену смутные годы, проведённые в обществе латентного Робина. Плюс к этому, мисс Доус имеет счастье пребывать в чине чуть ли не прокурора города. Готэм-Сити и в самом деле сошёл с ума, если в нём Гэри Олдмен - патрульный сержант, а Кэти Холмс - прокурор. Журналистка, и не более того.

      Общее впечатление. Бэтмен начинает. Именно так, как положено супергероям: лихой бедой на головы грешников. Серьёзно. В максимально возможной степени реалистично. В окружении звёздного актёрского состава, подобранного без единого промаха. Здорово. Особенно, если сразу уяснить себе, что это никакой не приквел, а действительно НАЧАЛО.

      P.S. Невероятно рад за Кристиана Бэйла. Он заслужил свои сегодняшние массовые лавры. И заслужил давно, и вовсе не Бэтменом.


(22 июня 2005 года)

Hosted by uCoz