Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Идентификация Борна
(The Bourne Identity)

триллер
США, 2002
Режиссёр: Даг Лиман
В ролях: Мэтт Дэймон,
Франка Потенте,
Клайв Оуэн



Зовусь я Чебурашка
И ни одна букашка
Живой со мной из схватки не уйдёт...



      Восемь тысяч триста девяносто четвёртый фильм про секретного агента, мистическим образом потерявшего память во время выполнения суперпупермегасекретной операции. Ой! Погодите-ка... неправильно посчитал. Восемь тысяч триста девяносто пятый - как же так, позабыл свой любимый "Долгий Поцелуй на Ночь". Старею.

      И что это секретные службы выбирают себе таких людей, а? Вкладывают в них миллионы, понимаш, учат от врагов за плинтусами прятаться, боинги мизинчиком вслепую водить, косточкой от вишенки вражеский спутник с орбиты изящно скочерыживать, банковский сейф ногтём накладным открывать, а те - бац! - память чуть что теряют. А потом приходят к этим и говорят: "Ничё не знаю, я - не я, корова - не моя". Где ж разведка процветать будет? Впрочем, бывают и достойные случаи. Например, верховеновский "Вспомнить Всё", где действо замучено гораздо хитрее, чем кажется на первый взгляд. Мда-а-а. Но не всем же быть верховенами...

      Здешнего агента зовут Борн. Джейсон Борн. Его бессознательное туловище, внешне довольно похожее на личину талантливого мистера Уилла Хантинга, вылавливают из Средиземного моря рыбацкие матросы. В спине у Борна две скромные дырочки от пуль, а в бедро вшита электронно-лучевая трубка. Ежели присмотреться, она высвечивает длинную последовательность цифр, в которой даже самый распоследний рыбак ржавого консервного траулера без труда распознает сурьёзный банковский шифр.

      Некоторое время туловище отказывается приходить в себя. Однако, благодаря умению рыбацкого корабельного врача, оно всё-таки открывает глаза. И сразу же бросается на своих спасителей. Тут мы с вами и понимаем - шпиён. Даже у шпиёнов нервы иногда сдают, хьюман нэйчер, ничего не поделаешь. А ещё трубка эта лучевая - ну точно шпиён, тебе говорю. Команда на шпиёна не обижается, догадывается - нелегко парню пришлось. И, представляете, оказывается, что Борн ничегошеньки не помнит. То есть, если пунктуально, то он даже как бы и не Борн, а вообще, не понять кто.

      Добрый корабельный врач с печальным взглядом и окладистой седой бородой жалеет парня и, ассигновав ему четверть своих карманных денег, ссаживает на немецкую землю. Тем более, что на языке арийцев шпиён очень даже неплохо явольфунцзибнзольдатенмаршен, внешне симпатичный и вроде совсем пропасть на чужбине не должен.

      И начинает наш несчастный беспамятный околачиваться по всяким германским паркам и скверам, спать на лавочке и натужно пытаться вспомнить, кто ж он, блин, всё-таки такой? Но немецкая земля оказывается какой-то негостиприимной, совсем непохожей на яркие образы с "Централе Дойче Фюрнцзяйн", а немецкие полисмАны - так просто хотят побить нашего героя дубинками только за то, что он спит на скамейке в парке. Вот оно - настоящее лицо капитализма! В итоге мистер Борн не выдерживает и начинает вымещать злость на весь мир, лубцуя привязавшихся к нему немецких полисмАнов. И вдруг замечает, что это у него очень как бы неплохо выходит. Лубцевать привязавшихся к нему немецких полисмАнов.

      Дальше - круче. В сейфике того банка, в котором у нашего забывчивого друга оказывается счёт (зашитый в бедре - вы не забыли как всё сложно?), лежит штук двадцать семь паспортов разных стран на разные имена. Среди них гордо реет даже наш, цвета запёкшейся крови неизвестного героя!

      А написано в паспорте так: АШТШФУМ/KINIAEV и далее, в графе "Имя": Ащьф/Foma. Ну, и чтоб совсем уж забавности привнесть - ниже: MOSCOU (вместо MOSCOW)/USSR. Я это к чему - помимо всего прочего, в нашем прокате фильм-то должен называться "Идентификация Фомы Киняева" - и это - в лучшем, как вы понимаете, случае.

      Так о чём я? А, сюжет... А чего дальше рассказывать, сами посмотрите. Самый забавный момент я уже рассказал. Дальше там две более-менее приличные драки и последующая, как вы сами понимаете, идентификация Борна с привлечением простой немецкой девушки Масяни - перекрашенной бегущей лолки Франки Потенте, которой, после работы с действительно талантливым парнем Томом Тыквером, нечего, в общем-то, делать посреди ерундистики с претензией на шпиёнское муви.

      За избитость сюжета насчёт всей этой беготни с потерей памяти я создателей не виню. Когда покупал сегодня утром в кассе билет со студенческой скидкой, знал, на что трачу деньги. На фильм про шпиёна без памяти, который, спецэффектно прыгая по стенам и крышам несущихся поездов, будет заново открывать для себя самого себя. Его будут пытаться убить плохие по умолчанию дядьки из ЦРУ, ФБР, НАСА и чего угодно ещё. Но не убьют, как и его подружку, которая весь фильм будет только зыркать глазёнками и невнятно бормотать: "А чё, собственно, тута вообще происходит, милый?" А над ними в это время зависнут грузовые вертолёты и оттуда выпрыгнут на верёвках парни в чёрном камуфляже с приборами ночного видения и сразу начнут стрелять из своих ультрамодных снайперских винтовок и даже, может, ранят разок изворотливого мистера Борна, оцарапав ему армейским ботинком мочку левого уха.

      В действительности же ничего такого в фильме нет. Да, пара неплохих драк: чик-чик-чик - и на полу. Жёстко и красиво. Только моментов таких в фильме всего три. Не верите - сами посчитайте. Всё остальное не тянет ни на мелодраму, ни на романтическую комедию, ни, уж тем более, на боевик класса "А". Технические примочки шпиёнов присутствуют, но где-то эдак плане на девятнадцатом-двадцать первом. Так что при желании разглядеть жучок или, там, хитрые часики, советую взять с собой в кинозал бинокль.

      Хотите, научу снимать экшн? На любые деньги из любого материала - это неважно. Экшн - это бутерброд с маслом. Хлеб - основа сюжета, масло - действие. Действие - деньги. Из окон сигать за красивые глазки никто не будет - жизнь такая. Значит, кусочек масла имеем весьма и весьма конечный. Умный режиссёр и сценарист понимает, что экшн для кинотеатров - это не только спонтанные переезды главных героев из мотеля в отель и обратно и их болтовня в стиле "Я себя не знаю и тебя не знаю и никого не знаю, но меня вылечат и тебя вылечат и всех вылечат..." Масла определённо на всё про всё не хватит - это факт. Вопрос: размажем его равномерно по хлебу, или по возрастающей, чтобы в конце слой масла шириной своей резко отличался от начала? Кто-то делает первое, кто-то - второе и получиться здоровскими могут оба варианта, почему нет? Главное - определиться, на какой хлеб вы это масло мазать будете. Одно масло никто не съест - противно, один хлеб - сухенько и только когда совсем уж есть нечего. Успех в немалой степени - в балансе - хромает сюжет - сделайте колоритных героев. Как в "Долгом Поцелуе на Ночь" это сделали. Потому и тянет пересматривать.

      Что ж, может вы ничего и не поняли из этого примера с маслом, а я зато только что понял, почему "Борн" - самое ужасное произведеньице из виденных мною за этот сезон. В "Борне" никакого масла нет и в помине. Да и хлеб чёрственький. Всё. Завязываю. Идентифицировал.


(2002 год)

Hosted by uCoz