Рассылки Subscribe.Ru
Rambler's Top100
Теория Заговора (Conspiracy Theory)

триллер
США, 1997
Режиссёр: Ричард Доннер
В ролях: Мел Гибсон,
Джулия Робертс,
Патрик Стюарт



Джеронимо!


      Нью-йоркский таксист Джерри Флетчер (Мел Гибсон) одержим манией преследования. Он не из тех одержимцев, кому за каждым кустом в парке мерещится маньяк с топором наперевес, а одержимец глобальный - в опасности находится не он один, а абсолютно все. По мнению Флетчера, ФБР, ЦРУ, НАСА, и прочие трёх-, четырёх, а порой и пятибуквенные конторы каждый божий день обрабатывают мозги мирных граждан, подчиняют их волю и поимённо переписывают недовольных. Аварии канализационных систем, глобальные катаклизмы, смерти известных личностей, болтовня спортивных комментаторов, всё это связано между собой, и газетные статьи о, казалось бы, неприметных событиях повествуют далеко не о том, что в них написано. Мир оплела паутина Всемирного Заговора, просто многие этого не замечают или не хотят замечать.

      Джерри катает пассажиров в своём жёлтом кэбе и рассказывает им Правду, открывая притихшим на заднем сидении горожанам множество зловещих тайн. О чёрных вертолётах, которые бесшумно бороздят просторы их города, о том, что вовсе не Ли Харви Освальд виноват в смерти Кеннеди, о том, что металлическая полоса на банкноте в 100 долларов на самом деле магнитный носитель, записывающий информацию о своём владельце, и множество других любопытных вещей. Джерри знает всё это, потому что занимается этим, читает, смотрит, замечает и понимает. Банальных россказней из-за баранки по пути в аэропорт явно маловато для полномасштабного просвещения аудитории, поэтому в свободное от работы время Джерри издаёт ежемесячный проспект "Теория Заговора" и по жёстко законспирированной схеме рассылает его подписчикам.

      Джерри безответно влюблён в работницу министерства юстиции Элис Саттон (Джулия Робертс), которую однажды ночью спас от хулиганов. Элис нравится Флетчер, но совсем не в том плане, в каком Джерри нравится Элис. Если для него она - это прыжок с небоскреба, с распростёртыми руками-крыльями и упоительным криком "Джерооонимо!", то для неё он - просто забавный чудак, одержимый этими своими всемирными заговорами, милый, но несколько назойливый. Элис, безусловно, благодарна этому странноватому человеку за его храбрый поступок, но не жаждет дальнейшего общения с ним. У неё серьёзная работа, много беготни и, чёрт возьми, своя личная, далеко не безоблачная жизнь. Тем более, что Джерри, познакомившись с Элис и узнав, где она работает, регулярно пытается донести теорию страшных заговоров и до неё, с неизменным требованием в апофеозе: "Предупреди президента! Ну пожалуйста."

      Так бы они и жили дальше, каждый со своей правдой, если бы не широкоплечие ребята в костюмах и тёмных очках, в один прекрасный день возникшие на пути полоумного таксиста. И непрозрачно ему намекнувшие, что глупые россказни о Всемирном Заговоре кое-кому мешают. Чудом удрав от пытавших его чужаков, насмерть перепуганный Джерри бросается за помощью к одному-единственному человеку, заслуживающему доверия в этом мире. К Элис. Которой теперь предстоит понять, что Правда Джерри вовсе не бред, а его мания преследования - следствие реальной опасности, теперь угрожающей уже им обоим...

      Намётку подобной истории я придумал классе в седьмом. Параноидальный триллер о герое, одержимом манией преследования, бегущего от одной зловещей загадки к другой, втемяшившего себе в голову много разных глупостей, которые, все до единой, в итоге окажутся правдой, чему свидетельницей обязана быть боевая подруга. Идея, как и многие другие, захлебнулась в обычной трясине дилетанта: отсутствии деталей. От неё осталась пара рукописных страниц, описывающих эпизод побега героя из здания, оцепленного спецслужбами, которые всем на выходе устраивают жёсткий фейс-контроль. В моей истории отчаявшийся, было, главный герой неожиданно замечает осу, ползущую по окну, у которого он засел, вспоминает, что у него аллергия на ос, хватает насекомое и колет себе под подбородок. От укуса его лицо неузнаваемо опухает, и спецслужбы на выходе не опознают героя. :)

      Ричард Доннер обошёлся без ос, зато снял цельную, детализированную и очень интересную развлекалку на заговорщицкую тематику. "Теория Заговора" не совсем похож на суровый шпионский триллер, видимо потому что режиссёру Доннеру и актёру Гибсону, совместно сделавшим ранее три части "Смертельного Оружия" и ковбойскую авантюру "Мэверик", сложновато было сработать суровое кино. Как и в упомянутых фильмах, в "Теории Заговора" хватает забавных эпизодов, юморных диалогов и ничем не прикрытой киношной романтики. Балом правит авантюра. Вместе с тем, образ Врагов (которых Джерри характеризует не иначе как словом "Они") серьёзен достаточно, чтобы хорошенько попереживать за героев. Так что в целом марка Доннер-Гибсон выдержана: из "Теории Заговора" получился такой же триллер, как из "Смертельного Оружия" боевик. Захватывающий, добротный, но не совсем серьёзный. Триллерские ситуации нет-нет, да и оборачиваются комедийным скетчем. Например, сцена побега Джерри, привязанного к креслу-коляске, с приклеенными ко лбу веками, сама по себе жутковата, но, как только герой начинает во время погони голосить благим матом, семеня ботинками по полу, на мгновение становится неожиданно весёлой. А потом, когда деталь от коляски при падении с лестницы втыкается Джерри в печень, снова начинается триллер.

      Перепадам в восприятии способствует и музыкальное сопровождение фильма. Композитор Картер Бёрвелл, написавший музыку ко всем знаменитым проектам братьев Коэнов, от "Большого Лебовски" до "Ледикиллерз", создаёт своими инструментальными темами потрясающую атмосферу и в этой картине. Авантюрно-романтический настрой пронизывает с первых кадров, обещает отменное развлечение и не обманывает. Классный саундтрек, жаль редкий. Но не беда, я уже начал собирать альбом с миру по темке.

      Гибсон играет здорово. Полусвязную болтовню Джерри стоит хоть раз послушать в оригинале, чтобы понять, как много потерялось в дубляже. В разные моменты картины герой смотрится и правдоподобно, и забавно, в лирических сценах по-настоящему трогательно. Но настанет момент, и чудак Джерри, этот большой ребёнок, проявит себя как серьёзный противник, настоящий бойскаут: он ко всему готов, у него всегда есть запасной план, если же всё-таки нет, он быстро его придумает, а его постоянное чувство преследования, поначалу принятое за манию, не раз спасёт героям жизнь.

      Не подкачала и слабая половина дуэта Джулия Робертс, составив Гибсону достойную пару. Авторы фильма не бросили её героиню у разбитого корыта простой привязанности к главному герою и тупому сопровождению его в пути на правах Подружки, а наделили персонаж собственным характером и драмой - загадочной смертью отца, которая - а как же иначе? - имеет самое непосредственное отношение к происходящим событиям.

      "Теория Заговора" - стопроцентная развлекалка из хороших. Звёздный дуэт, нескучная беготня с загадками, местами - настоящая драма, местами - динамичный боевик, местами - авантюрная комедия, а всё вместе вполне укладывается в определение "отличный экшн-триллер от создателей "Смертельного Оружия". Фильм заслуживает почётного места на полке. Где-нибудь между "Птичкой на Проводе" и "Долгим Поцелуем на Ночь".


(17 июня 2004 года)

Hosted by uCoz